Бизнес технологии

Бизнес планы

Бизнес план футбольного клуба

Рассматриваемая тематика для спортивных клубов из РФ только в последние 10 лет стала приобретать по-настоящему большое значение, т.к. до этого времени 90 % футбольных клубов находились в госсобственности. А если собственником является государство, то менеджменту клуба нет смысла составлять какой- либо бизнес проект, они действуют по логике : зачем пытаться оптимизировать расходы клуба, повысить его доходы и рентабельность, когда государство все равно выделит деньги на нужды этой структуры? Подобные взгляды и сейчас имеют широкое распространение среди руководителей ФК, получающих дотации из местного или федбюджета. Но спортивный, в т.ч. футбольный, рынок в России постепенно развивается и к заинтересованным лицам приходит понимание об абсурдности владения госструктурами контрольным пакетом акций ФК в 21 в.. Владельцами многих ФК в России сейчас являются влиятельные олигархи. Эти люди знают цену своим деньгам и, назначая оперативное руководство своих клубов, обязательно ставят перед этими сотрудниками задачу по составлению грамотного бизнес плана.
 
Бизнес план по развитию ФК имеет некоторые схожие черты с подобными планами  магазинов, строительных компаний и т.д. Их роднит тот факт, что подобный документ должен предоставлять информацию об эффективном использовании средств собственника организации, его имущества для целей развития указанной в бизнес плане структуры. Бизнес план ФК включает в себя несколько показателей. Во- первых, в нем  должна быть определена трансферная политика  клуба, т.е. , за какой макс. уровень цен клуб готов приобретать футболистов. Финансовое развитие ФК зависит от уровня результатов команды, а спортивных успехов можно достичь только приобретая игроков соответствующей квалификации. Впрочем, в бизнес плане ФК может быть выделен и небольшой размер затрат на приобретение футболистов, например, если клуб делает ставку на футболистов из своей спортшколы. Порядок выделения средств спортшколе также необходимо прописать в бизнес плане ФК, если, конечно, такие учреждения имеются в структуре ФК ( В РФ существуют клубы, не имеющие своих спортшкол, это не характеризует их ни в плохую, ни в хорошую сторону.) Исследуемый в материале документ содержит и сведения о порядке использования имеющейся в ФК инфраструктуры (стадионов, манежей, магазинов клубной атрибутики и т.д.). Например,  бизнес план может предполагать возможность сдачи принадлежащего клубу стадиона в аренду.

Если же собственного стадиона у ФК нет, то  менеджеры организации указывают в бизнес плане то , каким образом, из каких источников  они будут находить деньги для  оплаты аренды стадиона для игр своей команды. Бизнес план ФК зачастую включает в себя и пункт о финансировании клубом строительства отелей, ресторанов, продмагазинов, находящихся рядом с местоположением находящегося в их владении стадиона. Это должно привлекать большее количество болельщиков на игры команды, ведь лицо вряд ли согласится посетить стадион, который находится в чистом поле, вдалеке от вышеобозначенных объектов. А чем больше болельщиков у спорткоманды, тем  больше финансовых поступлений получает клуб. Поэтому в бизнес плане ФК следует прописывать и то, как эта структура собирается увеличивать число собственных болельщиков. Данную цель можно достичь путем широкой рекламной кампании по популяризации клуба в СМИ, путем предоставления скидок на покупку абонемента для посещения матчей ФК для определенной категории лиц (например, для инвалидов, многодетных матерей, школьников, студентов).

Таким образом, бизнес план ФК включает в себя информацию о порядке  повышения его доходов и оптимизации  расходов рассматриваемой структуры. Такие планы обязательно предоставляются в банки при подаче заявок о выдаче кредитов. Сотрудники кредитного учреждения затем тщательно анализируют предоставленную информацию и на основании нее принимают решение. Как показывает жизнь, именно наличия грамотных бизнес планов и не хватает отечественным ФК. Показательным в этом смысле стал недавний «крах» махачкалинского «Анжи», который бездумно тратил выделяемые собственником (миллиардером Керимовым) деньги на трансферы и зарплаты футболистов. Какой-либо план развития в этой структуре отсутствовал напрочь, это и привело клуб к печальному исходу: бюджет «Анжи» был сокращен собственником в два раза (до 50 млн.евро), ведущие футболисты распроданы в команды- конкуренты, спортивные задачи понижены (вместо цели победить в РФПЛ, в данный период махачкалинцы ставят своей задачей сохранить место в высшей лиге турнира). И таких примеров история футбольной России знает немало, ранее из- за неэффективности клубного менеджмента, плохой реализации бизнес плана свое существование прекратили ФК «Москва», «Сатурн», «Жемчужина» и т.д..

Но эта проблема не носит чисто российский характер, на Западе такие случаи также бывают. Особенно участились эти случаи после прихода на европейский футбольный рынок арабских шейхов, которые массово стали приобретать ФК на старом континенте. Арабские мультимиллионеры также имеют весьма неверное представление об эффективных методах ведения бизнеса. Им стоит понять, что перед тем, как тратить миллионы долл. на покупку футболистов, лучше вначале поручить управленцам своего клуба составить в опред. сроки бизнес план этого учреждения, тогда клуб быстро станет самоокупаемым и потребность в постоянном увеличении инвестиций в него отпадет. Но в большинстве клубов мира такая схема функционирования по- прежнему отсутствует, фин. средства в них расходуются хаотично, без всякой логики. Такое положение вещей недопустимо. Для разрешения исследованной проблемы УЕФА не так давно ввел правила финансового фэйр- плэя, предусматривающего обязанность клубов развиваться таким путем, чтобы их расходы не превышали доходы. Без соблюдения этих правил клубы не допускаются к участию в еврокубках. Реализовывать правила финанс. фэйр- плэй без наличия в ФК бизнес плана нереально.

Бизнес документы

Бизнес право